Я не произвольно в процессе психоаналитической работы с клиентами в кабинете, прорабатывая их запросы, слушала их истории о поиске решений проблемы переедания. Также наблюдала динамику их работы и результаты в новых методах, которые они усердно находили в решении вопроса «как жрать на пол ведра меньше?». Клиентки прошли КПТ, ДПДГ, работу с нутрициологами, темы голодания, транскорниальную электростимуляцию мозга, различные диеты, медитации, закрытие дефицитов по микроэлементам и привидение в норму физиологии в целом, марафоны по спорту и питанию, гипноз/транс, кодирование, можно еще перечислять и перечислять большой список. Как ни странно у человека с нарушением гормональных процессов вышеописанные практики, как и прогулки, спортивные упражнения и получение положительных эмоций не останавливают тягу к сладкому, вредному, соленому, калорийному. Ему многие говорят: «Ну не ешь! Не покупай! Потерпи!», подкрепляя тем самым переживания первого насчёт своей «ненормальности», человеку начинает казаться, что он какой-то не такой - «дефектный/поломанный/слабый/и т. д.». И вот здесь психоаналитики нашего Центра, помогут вернуть веру в себя, обрести уверенность, понять, что ты «нормальный», тебе просто нужна помощь, и у тебя есть определённые особенности строения, с которыми просто надо научится взаимодействовать.
Анализируя людей, которые появлялись в моей практике, имеющие, особенности в пищевых пристрастиях и жалуясь на них, я начала замечать одинаковые паттерны поведения или даже поведенческие особенности.
Этой группе людей были свойственны:
- поедание жирной, калорийной еды (прим.: конфеты, торты, мороженое, чипсы, шоколад и т. д.), и я подчеркну, что речь именно про сладкое и/или жирное. Могло быть либо то, либо другое, либо и то и другое одновременно. В течение дня человек не мог обойтись без этих продуктов, притом без какого-то определённого специфичного для его организма объема/количества. В моей практике были случаи, когда клиенты, имея зависимость от сладкого и жирного, пытались есть только сладкое - карамельки, мармелад, зефир, и т. д. Наблюдалось, что человек вечером накидывался на жирную еду и соответственно наоборот, при безуглеводном питании, провоцировался срыв на сахар к вечеру;
- азартное поведение, к примеру агрессивное вождение машины (зажать газ сразу, как загорится зеленый, чтобы поехать первым; обогнать соседнюю машину и т. п.), участие в марафонах, легкое загорание от новой идеи и, соответственно, выгорание спустя непродолжительное время, без достижения каких-либо результатов, шоппинг на маркетплейсах, поедание сладкого - до последней конфеты или кусочка шоколада;
- если человек не был доволен своим весом, но и не предпринимал попыток ограничений, он мог вполне комфортно жить и есть в рамках грубо говоря своих 2-3-4-5 тысяч калорий (столько, сколько требует его личная физиология), НО как только он начинал ограничивать себя диетами, сосредотачивать свое внимание на продуктах питания («что я ем?», «как я ем?», потреблять «правильную» еду, «правильно» готовить, и питаться в своем КБЖУ), вводить в жизнь спортивные упражнения, сон, отдых медитации, витамины и т. д., человек начинал уходить в срыв. Возникала неконтролируемая внутренняя паника, могу обозначить ее как внутреннее переживание «страха смерти», некое не осознаваемое - «если я сейчас начну уменьшаться, то очень страшно - сдохну!». Несмотря на то, что это идет в конфликт с потребностью человека, желающего быть здоровым и стройным, вся его сущность будто переживает эти ограничения, как опасные и угрожающие - в этом и есть вся проблема зависимого человека;
- и что самое важное любое ограничение заканчивалось срывом, перерастающим в неконтролируемое переедание, происходило все из серии «ай, ладно, одну конфетку съем … ой, да ладно, сгорел сарай, гори и хата….и в рот заходил весь холодильник».
- невозможность доводить дела до конца: начать читать книгу и не дочитать, пойти учиться и не доучиться, начать какое-то дело и потерять в процессе весь интерес к нему. Как и всё желание заканчивать - такое поведение можно характеризовать тем, что после мыслей «Я думала, что это будет очень круто, и я получу удовольствие» человек до этого удовольствия так и не доходил, а точнее - не успевал дойти до кульминации труда, как будто бы мотивация заканчивалась раньше, пропадая вместе с интересом.
Все, что делали клиентки - это «как будто бы пытались устранить последствия чего-то другого, никак не касающегося переедания». Кто-то налаживал гормональный фон; кто-то голодал; кто-то прорабатывал с нутрициологом всю свою микробиоту, считая, что сахар просят микроорганизмы, которые проживают в ЖКТ. Кто-то обращался к гипнологам, регрессологам; кто-то ходил в известные салоны по налаживанию питания, но выдающегося результата так никто и не получил. Людям приходило грустное осознание того, что чередование ограничений и срывов – это на всю жизнь. Происходил полный отказ от женственности, полный отказ от личной жизни, кто-то даже пытался отказаться от социализации. Происходило снижение влечения к партнеру или вообще к противоположному полу, что воспринималось как «это потому что я не красивая/толстая/недостойна/и так далее». Все это могло приводить к наступлению ранней менопаузы, злоупотреблению алкоголем, депрессии и т. д.
Наблюдая таких клиентов в кабинете, я задавалась вопросом, «Почему у одного-двух человек из десяти с подобными проблемами, работа с психологом приносила положительный результат на продолжительный промежуток времени и жор останавливался, а у остальных постоянно происходили пищевые срывы, безусловно в процессе терапии они уже не винили больше себя за то, что съели лишний кусок еды, и принимали свое тело, но так и продолжали запихивать в себя еду. К этим людям приходило понимание себя, и у них даже получалось себя контролировать, но, как показала практика, это всего лишь на какой-то промежуток времени, а потом ... Снова срыв!», да что такое? Опять и опять неудача? не может быть! Проработаны многие травмы, пройдены сотни нутрициологов, медитаций, сданы кучи анализов, принято множество витаминов, восполнены все дефициты, половые и гормоны щитовидной железы были нормализированы с эндокринологом, пройдено несколько КПТ и ДПДГ специалистов, центров для нормализации веса, инфо-цыганок из интернета с прочими рекомендациями, и т. п. … и они все равно не могут спокойно относиться к сладкому, соленому, жирному, вредному и калорийному. Все очень вкусно. Все вновь приводит к срыву, точнее к очередному зажёру.
Однако, если капнуть немного глубже, то становится понятно, что проблема заключается совсем в другом. Да, мы можем голодать, считать калории, питаться правильно, стоять на голове и так далее, но ничего из этого, увы, не поможет, не мучайте себя. Погрузившись в изучение этой темы более досконально, я нашла одну из причин, которая влияет на аппетит, на жажду, влечение и ненасытность, также это то, что влияет и на грелин (пептидный гормон голода) и лептин, отвечающий за насыщение. Рисуя генограмму клиентов, у всех были родственники, либо употребляющие алкоголь, либо уже с нарушениями в здоровье из-за нездорового питания (как уже следствие того, что у их предков была алкогольная зависимость). Учитывая, что у многих, если покопаться в генеалогическом древе, можно найти употребляющих алкоголь, можно сделать предположение, что все дело в нарушенной биохимии, которая была передана по наследству. И здесь можно предположить, что перееданием страдают многие люди, но кто-то просто «толстенький» и не обращает на это внимание, получая удовольствие от еды; кто-то в пожизненном спорте с читмилами; кто-то с марафонам и откатами и нервными срывами, а кто-то с ожирением с инвалидностью и болезнями.
В чем же заключается ключевая «поломка»?
Жадность до еды, азартная, резкая включенность в новое дело с невозможностью довести его до конца, тяга к алкоголю или к сладкому или к не полезной еде – все эти действия хорошо укладываются в описание нарушенной регуляции работы дофамина.«Ведь вкусна лишь первая конфетка, а дальше все закидывается, как в топку» сказала мне как-то одна из клиенток. Но именно вот такое «закидывание» конфет, семечек, орехов, чипсов и т. п. заставляет вырабатываться дофамин. Деды и прадеды могли употреблять алкоголь, чтобы поднять уровень дофамина до необходимого объема в организме на какой-то промежуток времени, следующие поколения могут не употреблять то же количество спиртного, но нуждаться на физиологическом уровне в дофамине и получать его выработку уже съедая гору семечек или коробку конфет, чтобы восполнять то же количество дофамина и чувствовать себя хорошо. Вроде бы и хорошо, что ваш дофамин в норме, но с обратной стороны - инсулин, гликированный гемоглобин, поджелудочная железа... печень и сосуды все хуже и хуже, настроение хорошее, если не считать вес, и не зацикливаться на формах тела, …тем не менее, здоровье - с этим надо что-то делать!
Нарушение работы рецепторов дофамина одному психологу сложно исправить, это не всегда уровень лишь психологический - часто это еще и физиологический. Дофамин выделяется из-за различных факторов: при проживании радости, когда мы достигаем своих целей, удачно сдаем проекты, защищаем дипломы, едем на отдых в новое место; во время спортивных упражнений; при употреблении определённых продуктов (таких как авокадо, бананы, говядина и курица, молочные продукты, орехи и семена, соя и соевые продукты). Безусловно, психоаналитик должен помочь клиенту разобраться в себе, принять свое тело, но с физикой – должен уже в комплексной работе помочь психотерапевт, назначив медикаментозную терапию для регуляции дофаминовых процессов. Если углубляться в детали: рецепторы, усваивающие дофамин, находятся не только в мозге человека, но и в желудке, печени, кишечнике, почках и надпочечниках, регулировать работу которых может или неимоверная сила воли, или здоровое физиологическое строение, (если конечно же вы выиграли генетическую лотерею) или все вместе. В итоге мы либо тренируем волю, качаем пресс и попу, либо вкусно кушаем и принимаем себя такими, какие мы есть.
Но, если вам плохо, вы не можете принять себя, отражение в зеркале вызывает злость, слезы, бессилие, а все методы оказываются бесполезными, подогревая желание съесть что-нибудь, личная жизнь не строится, и все мысли вертятся о том, что нужно меньше есть и худеть, то работу с проблемой могут провести лучшие психологи Екатеринбурга – это психоаналитики нашего Центра. Мы работаем как онлайн, так и офлайн в кабинетах. Офисы нашего Центра расположены в разных районах Екатеринбурга, что может облегчить и ускорить ваш путь в работе над собой.