Часто люди говорят о себе. Я пребываю в меланхолическом настроении, я меланхолик. Принято считать, что понятие горя и меланхолии почти синонимы. Но, на первый взгляд очень сходные понятия имеют под собой абсолютно разную природу. Горе и меланхолия. В чем сходство и различие. Этому вопросу посвящена статья З. Фрейда «Горе и меланхолия» (1917{1915}).
З. Фрейд: «Сопоставление меланхолии и скорби оправдывается общей картиной обоих состояний…. Также совпадают и поводы к обоим заболеваниям, сводящиеся к влияниям жизненных условий в тех случаях, где удается установить эти поводы. Печаль является всегда реакцией на потерю любимого человека или заменившего его отвлеченного понятия…» Этой фразой автор обозначает сходную на первый взгляд причину возникновения феномена горя и меланхолии. И в том и другом случае первопричиной является потеря любимого человека (объекта) или любви объекта, или чего-то, что столь ценно для человека. Но, в одном случает эта потеря приводит к тому, что запускается нормальная работа горя и со временем человек отгоревав возвращается к нормальной полной жизни, в другом случае это приводит к болезненному меланхолическому (депрессивному) переживанию, которое может не закончится никогда. Человек будет пребывать в унынии, утратив радость жизни. Описание феномена меланхолии как реакцию на потерю, которую невозможно осознать, облегчает понимание этого психического процесса. Порой человек знает кого он потерял, но не осознает, что он потерял с уходом этого объекта из его жизни. Этим и объясняется различие в природе горя нормального и горя патологического. При наступлении нормального горя мир становится пустым и жалким, но это временно. Такое состояние не требует лечения. При наступлении горя патологического, при котором субъект не осознает, кого или что он потерял, само Я становится таковым. Человек не знает, что он потерял, но чувствует себя так, что лишился чего-то очень ценного, невосполнимого. Меланхолия сопровождается чувством снижения самоуважения и самооценки. «Больной характеризует свое Я как недостойное, недееспособное и морально предосудительное, он упрекает, ругает себя и ожидает изгнания и наказания.» (З.Фрейд, 1917)
В статье «Горе и меланхолия» Фрейд описывает стадии, которые проделывает нормальная психическая работа горя:
- человек признает утрату объекта (уважение реальности)
- сверхинвестирование утраченного объекта и всего, что с ним связано,
- изъятие либидинальных инвестиция из утраченного объекта,
- возвращение психической энергии либидо в Я,
- подготовка либидо к катектированию другого объекта,
- инвестирование нового объекта.
Иными словами, в том случае, когда у человека сформирован такой психический феномен как способность проводить работу горя он может пройдя все стадии горевания, вернуться к жизни. Да, в его жизни будет место для памяти и грусти о том, кого он потерял и что он потерял, но все-таки, проделав работу горя, он сможет жить достаточно качественную жизнь. Человек же, у которого этот механизм не сформирован, будет чувствовать себя подавленным и, как будто, не включённым в жизнь. Будет находиться, можно сказать, в вечном трауре.
«Причины, препятствующие запуску нормального процесса горевания выделяются следующие:
- чрезмерная фиксация на объекте,
- нарциссический способ инвестирования объекта,
- сопротивление объектному инвестированию,
- установление амбивалентности,
- разочарование объектом,
- нарциссическая идентификация с утраченным объектом».
Остановимся на втором пункте из этого списка причин. Нарциссическое инвестирование объекта.
Ранние травмы предопределяют нарциссическое инвестирование объекта. « … лица, чье либидинозное развитие было нарушено , …, выбирают объект любви не по образу матери, а по прототипу собственной персоны, в качестве объектов любви они явно ищут самих себя, обнаруживая тип выбора объекта, который следует называть нарциссическим» - З. Фрейд. Опираясь на такое описание становится легче понять невозможность изъять либидо при патологическом меланхолическом варианте горевания. Либидо возможно изъять только из Другого.
Итак, ключевым понятием для понимания внутреннего конфликта меланхолика является идея о нарциссическом инвестировании объекта вместо эротического (любовного). Это явление можно попробовать разъяснить так: инвестирование можно назвать нарциссическим тогда, когда мы способны видеть только то, что мы хотим видеть и любить в Другом. Другой становится как будто нарциссическим расширением нас. Он не является отдельным, Другим. Как говорит ректор и преподаватель Института Психологии и Психоанализа на Чистых Прудах Л..И. Фусу - «Нарциссическое инвестирование вместо эротического ведет к тому, что любовные, инвестированные отношения продолжаются с человеком вопреки трудностям, возникающим в отношениях. Такие люди не способны терять, не могут разделиться с утраченным объектом, они сохраняют отношения со всеми «бывшими.»
Если Вы столкнулись в своей жизни с событиями тяжелой утраты в текущем времени или потеря произошла давно, и Вы находитесь до сих пор в состоянии «меланхолического депрессивного замирания» психотерапевты нашего Центра помогут в преодолении препятствий для запуска в работу такого психического механизма, как работа горя.