В периоды изменений в экономике, тревога может накрывать так сильно, что мешает предпринимать реально возможные действия для адаптации к новой ситуации, проявлять активность, творчество, поиск.
Тревога включает самые разные чувства, основанные как на объективных изменениях ситуации, так и на последствиях травматичного опыта, ведущего к иррациональному стыду, страху, вине, мешающими видеть реальными себя, других, ситуацию.
При потерях бизнеса, высоких доходов наиболее болезненные чувства, возникают не только от страха снижения уровня жизни, но и от разрушения прежнего образа себя (неуязвимого, мощного, независимого, всегда успешного, разрешающего любые трудности). Но этот образ не учитывает все аспекты реальности. Есть ситуации, которые не зависят от нас, можно только считаться с ними, хотя бы на время. Замечательные сильные качества характера делают нас слишком уязвимыми для стыда, если становятся категоричными: я так должен всегда, я не имею права на неудачи, снижение доходов, потерю бизнеса, я не болею, не устаю.
Тяжелее всего потери в доходах переносят мужчины, которые связывают свою мужественность исключительно с зарабатыванием больших денег, образом добытчика. Но мужественность не предполагает божественного всемогущества и неуязвимости.
Также уязвимыми оказываются женщины, независимые, привыкшие опираться на себя и даже быть опорой для близких. У таких женщин активируется страх снова стать зависимой и подчиняться кому-то, кто будет злоупотреблять властью, если это было в личном или семейном опыте.
Для таких мужчин и женщин даже временная (а она временная, так как не связана с жизненной позицией использовать близких) необходимость снизить помощь близким или опереться на них хоть в чем-то финансово воспринимается очень болезненно, с чувством стыда или страха.
Но ведь опереться на другого в конкретной ситуации не стыдно. Стыд здесь иррационален. Ведь это не сидеть на чьей-то шее. Жесткие роли и установки о запрете на неудачу и помощь не дают увидеть себя, Другого, ситуацию реальными.
Под тревогой может также скрываться и серьезно усиливать ее иррациональная вина. Например, еще несколько месяцев назад бизнес процветал, клиенты рекой, доходы в разы больше. И Вы на этом подъеме улучшили жилищные условия, взяли ипотеку, пообещали жене (мужу), что большая ее часть на Вас и что это не проблема, помогаете сыну-студенту и престарелым родителям с маленькой пенсией. А теперь нужно снизить финансовую помощь, сыну, родителям и попросить жену(мужа) о большем участии в ипотеке. Вы представляете ужасный момент, когда надо признаваться, что не можете выполнять обещанное, привычное. И накрывает невыносимое чувство, к которому трудно прикоснуться – ощущение собственной плохости, виновности: я же им обещал, значит я их обманываю, практически предаю, я же должен заботиться. И им в руки внутри себя вручается символический хлыст. Им приписывается обвиняющий, контролирующий и нападающий на Вас за это образ: «Только попробуй!». Будто они и не близкие и не люди. Так действует проекция на других внутреннего злого, обвиняющего, не считающегося ни с чем объекта.
Такой внутренний жестокий и, можно сказать, не адекватный объект, поселяется в нашем бессознательном при наличии в опыте шокирующих, несправедливых, очень обидных обвинений от самых близких людей и часто в том возрасте, когда не возможно было от этого защититься. Мы же хоть и понимаем, что это было несправедливо, но почему-то чуть что, начинаем думать, что мы действительно плохие. Даже когда являемся заботящими и искренними людьми, чуть не выполняя ожидания окружающих, даже не по нашей вине, мы чувствуем вину. Образ себя становится плохим, предающим, тем самым. Меняется отношение к себе и очень страшно, что отношение близких изменится.
И Вы даже не можете представить хорошее к себе отношение, адекватное, человеческое. Что Ваш муж или жена отреагирует примерно так: «Ну что ты? Ну объективно тяжелое время, никто ж к этому готов не был. Ни ты, ни я, ну сократим расходы на какое-то время и разберемся потихоньку. Мы же все таки любящие друг друга люди. Ты ни в чем не виноват, правда».
И если, подумав хорошенько, какой реально человек рядом с вами и чем он отличается от вашего объекта из прошлого, проецируемого на него, Вы поймете, что близкий Вас принимает в любой ситуации, Вы снова можете почувствовать к нему нежность и тепло. Такой замечательный бонус бывает при анализе защит в аналитической психотерапии. Ну и, конечно, снижение тревоги.
Хорошо бы учиться усваивать опыт, отличный от прежнего, в котором близкие могут быть адекватными, поддерживающими, понимающими, что можно просить и получать помощь. И что Вы не виноваты, если Вам приходится снижать объем обязательств, заботы о близких в сложных ситуациях. И они, если действительно близкие, человеки – поймут конечно.
Если же Вы уверены, что реакция близкого человека будет именно агрессивной, то это уже другая работа. По пониманию, что же у Вас за отношения и зачем вы вместе.
В целом же способность хорошо зарабатывать, выходить на новые финансовые уровни связана с контактом со здоровым агрессивным влечением, правом конкурировать за блага (в честном обмене с другими людьми), способностью прикладывать долговременные усилия, а также другими характеристиками, которые можно развивать и с которыми эффективно работает психоаналитическая терапия.
Психологи и психоаналитики нашего центра готовы помочь Вам исследовать, что питает Вашу тревогу, что поможет снизить ее и освободить силы действовать, зарабатывать, развиваться. А также освободить от призраков прошлого Ваши отношения с близкими.