Конечно, это возможно, когда каждый в терапии готов работать над исследованием своего вклада в имеющиеся трудности. Поэтому в некоторых случаях семейная терапия невозможна или должна быть поставлена на паузу.
Это следующие ситуации:
- Различные цели у супругов на терапию. Например, один от чего-то страдает в отношениях, а другой не признает наличия проблемы. Семейная терапия будет возможна, если оба будут готовы исследовать влияние своего поведения на другого.
- Один хочет развестись, другой сохранить отношения. Целью может стать обсуждение этого решения, чтобы оно было более взвешенным либо, если решение о разводе уже принято, сопровождение развода, чтобы пережить его менее травматично.
- Дисбаланс власти. Когда у одного из супругов нет мотивации меняться, заботиться о чувствах другого. Он настаивает на отношениях исключительно по его правилам, чувствуя свою власть над другим. Чаще всего, когда один зависим, а другой злоупотребляет властью, проявляет насилие. Например, муж говорит жене «Я могу не приходить домой, а ты это терпи». Здесь возможна только индивидуальная терапия с женщиной, чтобы она стала более независимой, менее предсказуемой и покладистой. Тогда только, возможно, возникнет почва для переговоров. Женщины также могут злоупотреблять властью, часто используя для этого детей.
Семейная терапия эффективна, когда насилие - взаимный семейный паттерн. В таких случаях насилие происходит «в ответ»: один его начинает, другой продолжает. И тот, кто начинает, может в один раз быть первым, во второй – отвечать. Другое дело, что собственное насилие не всегда осознается как насилие, особенно если эмоциональное насилие было нормой в родительских семьях супругов.
Уничижительные комментарии супруга, его способностей, работы, семьи, круга общения, сравнения, пренебрежение к базовым потребностям другого (в безопасности, уважении), игнорирование, отказ в общении, нарушение договоренностей тоже являются эмоциональным насилием.
Семейная терапия помогает осознать каждому собственный агрессивный вклад во взаимодействие и учиться беречь другого.
- Отношения нарушены настолько, так много горечи, недовольства, отчуждения, что уже есть любовники, любовницы. Семейная терапия работает над восстановлением доверия, безопасности, близости, поэтому для ее успеха отношения на стороне должны быть закончены. Иногда темы любовников или других секретов (например, долги), обнаруживаются в процессе терапии как то, что подпитывает отчужденность, стоит за тупиками в общении. Тогда желательно взять индивидуальные сессии и обсудить эту тему.
- Когда один из супругов пришел не работать над отношениями, а исключительно обвинить: «Посмотрите, какой он (она) ужасный (ужасная)». Ни на какие встречные шаги такой человек не готов, находится исключительно в своем гневе и боли.
- Наркотическая или алкогольная зависимость одного из супругов. С зависимостями можно работать как с семейным симптомом, но в стадии ремиссии. Вначале необходимы другие виды терапии.
Иногда в паре накоплено так много эмоций, обид, отчуждения, с которыми пара не справляется, что имея самые благие намерения, первое время включаются привычные интерпретации поведения партнера и привычные защиты от болезненных чувств: отрицание, отчуждение, выход из контакта, импульсивное поведение, обвинение исключительно другого.
Тем не менее, постепенно, при наличии общей цели улучшить отношения, возникает все большее понимание и своих реакций, и чувств партнера, понимание страхов и потребностей друг друга, происходит отход от образа другого как Плохого. Супруг видится более объективно, человечно, не реалистичные ожидания от него корректируются. Возникает чувство большей связи, тепла, способности к близости и самораскрытию. На этой основе, гораздо легче создаются договоренности по основным ранее конфликтным темам. Главным же механизмом изменений, трансформации отношения друг к другу является совместное проживание на сессиях тех моментов, которые ранее не осознавались.
Психологи и психотерапевты нашего центра готовы помочь Вам в исцелении семейных отношений, движении в сторону безопасности и доверия в отношениях, понимания друг друга.